ЗиЛ-41052 представительский лимузин высшего класса скрытого бронирования на основе ЗиЛ-41047
ЗиЛ-41052 4х2 4-дверный представительский лимузин высшего класса скрытого бронирования на основе ЗиЛ-41047, мест: 6, снаряженный вес 5.23 тонн, полный вес 5.73 тонн, максимальная скорость 150 км/час.
Двигатель: ЗиЛ-4104 315 лс
14 экземпляров, ЗиЛ г. Москва 1987-2003 год выпуска.
Описание оригинала
Начало выпуска:
Окончание выпуска:
Файлы
Выдержка из главы «Автомобили со специальной защитой кузова» Комфорт и безопасностьв книге «Гараж Особого Назначения. 90 лет на службе Отечеству. 1921-2011». Под общ. ред. Е.А. Мурова. Москва, МедиаПресс, 2011.
С приходом к власти Н.С. Хрущева бронированные автомобили были забыты и практически не использовались. На смену ЗиС-110 пришел более прогрессивный ЗиЛ-111 в различных модификациях, и хотя бронированные автомобили не были востребованы, работы над ними продолжались. Подтверждением тому являются сохранившиеся чертежи 1957-58 годов,
упоминающие о 5-местной бронированной машине под обозначением ЗиЛ-116. Этот защищенный автомобиль планировалось выпускать на базе модели ЗиЛ-111А, без перегородки и откидных сидений, со сдвинутыми немного назад передними сиденьями и подвинутом вперед задним диваном. Но образец так и остался образцом, который позднее был уничтожен.
Даже неудавшееся покушение террориста-одиночки В.И. Ильина на Л.И. Брежнева 22 января 1969 года не заставило руководство страны пересесть на защищенные автомобили. Один из резонов тому - отличная работа организации охраны и ... уверенность многих, даже зарубежных, специалистов, что в СССР все машины для руководства - бронированные. В конце 70-х - начале 80-х годов использование бронированных автомобилей для поездок первых лиц большинства стран стало повседневной нормой.
В СССР одним из шагов в продвижении идеи создания современного защищенного автомобиля, по воспоминаниям бывшего начальника 8-го отдела 9-го управления КГБ полковника А.Н. Панова, явилось обращение руководства Афганистана в 1978 году, которое запросило два бронированных автомобиля, считая, что у нас они производятся серийно и проблем с поставкой не будет. В ответ туда отправили два ЗиС-115 из глубокого резерва ГОНа, ведь других-то не было, и партию защищенных «Мерседес-Бенц» модели 350SEL. Мерседесы не выделялись на общем фоне автопарка, как могли бы выделяться автомобили ЗиЛ, неожиданно появившиеся на улочках городов Афганистана. А ЗиС-115 хорошо поработали в Афганистане, пережили все смены власти, и один до сих пор хранится в историческом музее Кабула.
В 1980 году Рауль Кастро попросил К.У. Черненко, находившегося с визитом на Кубе, предоставить для нужд кубинской службы безопасности два бронированных автомобиля ЗиЛ.
Прибыв в Москву, К.У. Черненко доложил о просьбе Л.И. Брежневу; тот адресовал просьбу Ю.В. Андропову, далее она попала на ЗиЛ. Завод, однако, не мог начать производство бронеавтомобилей без должного оформления запроса. Только после решения ВПК (Военно-промышленной комиссии) появились предпосылки в продвижении проекта создания бронеавтомобиля. Конкретизирована задача была после выхода распоряжения Совета Министров СССР от 21 апреля 1981 года № 732-рс.
Заводские проектные работы по бронированному автомобилю получили название - проект «Тополь»13. Их масштаб был огромен: помимо автомобиля как такового нужно было иметь качественную легкую броню, пулестойкие стекла, специальную резину и многое другое. Автомобиль предназначался «для высших партийных и правительственных органов, а также дипломатических представительств за рубежом». Почетным председателем госкомиссии по приемке автомобиля назначили А.Н. Островцева, автора ЗиС-110 и ЗиС-115.
Помимо стендовых и дорожных испытаний были проведены огневые испытания созданных бронематериалов и пулестойких стекол.
В 1983-85 годах уже настоящие машины ЗиЛ-4105 подверглись обстрелу из винтовки СВД, АКМ и АК-74, с подрывом гранат РГД-5 под бензобаком и на крыше. Интересны сравнительные огневые испытания ЗиЛ-4105 и бронированного компанией «О’Гара Хесс и Эйзенхард» (O’Gara Hess 8с Eisenhardt) автомобиля «Кадиллак» (Cadillac Fleetwood 75 Limousine), который являлся прямым конкурентом как по размерам, интерьеру, так и по предназначению. Отметим, что, граната, взорванная на крыше «Кадиллака», не только пробила наружную сталь, но и значительно повредила бронелист под ней.
Помимо реальных испытаний проводились расчетные работы по соответствию автомобиля требованиям его пассивной безопасности.
В результате с созданием бронеавтомобиля на ЗиЛе справились весьма качественно, он долгое время был одним из лучших в мире. Машина, созданная на основе «заводского капсульного» бронирования, получилась почти на 100% похожей на обычную, существенно уменьшился общий вес конструкции, что позволяло отдать сэкономленные килограммы защитным материалам. Бронедетали капсулы имели различную толщину - от 2 мм до 10 мм, в зависимости от возлагаемой на них нагрузки и ожидаемой степени защиты. Лобовое стекло было толщиной в 43 мм, а боковые стекла дверей и заднее стекло - на 4 мм толще. Снаряженная масса автомобиля, в зависимости от предназначения бронеавтомобиля и его оснащения, колебался в пределах 5160-5225 кг. В 1984 году при испытании шин модели И-283 производства НИИШП на скоростной трассе Дмитровского полигона автомобиль показал максимальную скорость в 180 км/ч, не намного уступив небронированному собрату, сумевшему достичь скорости в 210 км/ч. На такой скорости машину не предполагалось эксплуатировать, и посему в документации была рекомендована максимальной скорость в 160 км/час. Как видим, запас прочности заложили и здесь.
Всего с 1982 по 1987 год по проекту «Тополь» было изготовлено 25 бронекапсул18. Две первые бронекапсулы пошли на тестовые экземпляры машин ЗиЛ-4105, имевшие облик базовой машины ЗиЛ-4104 (ЗиЛ-115).
Первая серийная партия бронеавтомобилей была выпущена под именем ЗиЛ-41051 и имела внешний вид базового ЗиЛ-41045. Позднее, при начале производства модели бронеавтомобиля ЗиЛ-41052 с внешностью базового ЗиЛ-41047, часть бронемашин первого выпуска поменяли внешнее оперение под стать базовой модели ЗиЛ-41047 и стали именоваться ЗиЛ-41052.
Из оставшихся 20 бронекапсул было изготовлено почти 24 автомобиля. Здесь нет математической ошибки, просто часть машин первого выпуска прошла модернизацию, по ходу которой бронекапсула оставалась прежней, а навесные детали кузова устанавливались как на машинах второго выпуска и присваивался новый номер шасси.
В декабре 1984 года два автомобиля ЗиЛ-41051 с заводскими номерами шасси 003 и 004 были отправлены на Кубу. Задание было выполнено.
По распоряжению главного инженера ЗиЛ № 46 от 8 февраля 1985 года появилось обозначение ЗиЛ-41052. Помимо изменения внешнего вида автомобиль теперь имел не просто раздельный кондиционер, а климат-контроль. Последнее заводское шасси под номером 013 было принято в ГОН 4 декабря 2003 года.
А как обстоят дела с защитой этого автомобиля, если судить о ней по сегодняшним критериям? По европейскому стандарту степень защиты - это среднее между высшими уровнями В6 и В7.
По российскому ГОСТ это 5-й класс защиты. Проще говоря, устойчивость против винтовки СВД с пулей ЛПС и АКМ с пулей, имеющей термоупрочненный сердечник. А боковые стекла помимо пули ЛПС держали одиночный выстрел бронебойно-зажигательной пулей Б-32. Все делалось основательно с изрядным запасом.
В 1994 году три базовых автомобиля ЗиЛ-41047 были отправлены в Германию для последующего бронирования двух из них. Все работы по бронированию проводились на известной немецкой фирме «TRASCO Bremen». Автомобиль разбирался до основания, а затем собирался с установкой защитных материалов.
Вот по такой технологии и были собраны два автомобиля, получившие индекс ЗиЛ-41 047ТБ, где буквы ТБ расшифровывались как «ТРАСКО Бремен». Полученные в декабре 1995 года бронеавтомобили были изучены и испытаны, при этом выявились как недостатки, так и положительные моменты. Испытания выявили ряд недостатков как по инсталляции защиты, так и по общему техническому состоянию. Машины были отправлены на ЗиЛ, где их до 1997 года постоянно доводили до работоспособного состояния. Но по результатам испытаний они показали меньшую долговечность по ресурсу эксплуатации, поэтому автомобили так и оставались в резерве, пока не покинули гараж.
Идея перехода на германские автомобили была вызвана скорее экономическими и техническими соображениями, нежели политическими. К тому же на подобных автомобилях ездили многие лидеры мировых держав. Распад огромной страны на ряд независимых государств прервал связи поставщиков и производителей. Закупки «Мерседесов» для ГОНа начались в 1994 году с модели S500 в кузове V140 с удлинением салона на 508 мм, бронированной по уровню В6 вышеупомянутой компанией «ТРАСКО Бремен».